11 Мая 2017
Порядок направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов для осуществления государственного кадастрового учета объектов, расположенных на территории Новосибирской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее – Управление) информирует Вас об изменениях в сфере государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества и государственной регистрации прав с 01.01.2017 года.
1. Предоставление документов по заявлению уполномоченного должностного лица органа государственной власти, органа местного самоуправления на осуществление государственной регистрации прав.
Федеральным законом № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон) часть 2 статьи 19 устанавливает обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления направить в Управление заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в тех случаях, когда право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления.
Направление заявления о государственной регистрации прав и необходимых документов также осуществляется в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки по заявлению уполномоченного должностного лица органа государственной власти, органа местного самоуправления на осуществление государственной регистрации прав (в отсутствие волеизъявления правообладателя).
В случае, предусмотренном частью 2 статьи 19 Закона, документы могут быть представлены как в бумажной форме, так и в электронной форме (при изготовлении необходимых документов в электронной форме) в порядке, установленном статьей 18 Закона.
С целью своевременного внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости и об их правообладателях, сообщаем Вам о необходимости реализации обязанности, установленной частью 2 статьи 19 Закона, путем направления заявления о государственной регистрации прав и необходимых документов в электронной форме.
Реализация установленных для органов власти обязанностей путем направления в Управление электронных документов не только сократит расходы граждан на уплату государственной пошлины на 30% (в перспективе также сократит расходы юридических лиц), позволит организовать эффективное взаимодействие между администрациями и Управлением по обеспечению исполнения обязанностей, предусмотренных статьей 19 Закона, в регламентированные сроки, со снижением трудозатрат администраций, в целом повысит инвестиционную привлекательность и престиж нашего региона.
Исходя из анализа принятых документов на государственную регистрацию от органов государственной власти и местного самоуправления (в соответствии с частью 2 ст. 19 Закона) документы предоставляются без оплаченной государственной пошлины, от имени правообладателя. В связи с чем, по истечении пяти календарных дней, с момента приема документов на государственную регистрацию, государственный регистратор принимает решение о возврате документов без рассмотрения (в соответствии со ст. 25 Закона).
Та практика, которую Вы планируете установить на территории Новосибирской области, а именно: после подачи документов органами власти, заявитель доносит оплаченную квитанцию в дело правоустанавливающих документов, не соответствует требованиям законодательства, так как лицо, оплатившее государственную пошлину, не является заявителем по делу и не вправе доносить дополнительно представленные документы. Кроме того, зачастую заявитель и не успевает в рамках срока регистрации оплатить государственную пошлину, что приводит к возврату документов без рассмотрения.
Направление в орган регистрации прав заявлений о государственной регистрации и прилагаемых к нему документов в отношении соответствующего объекта недвижимости не означает, что в случае возврата документов, орган власти исполнил свои обязательства. Цель оказания государственной услуги должна быть достигнута, а массовое отсутствие оплаты государственной пошлины не должно быть препятствием в реализации нормы, установленной Законом о регистрации.
При отправлении документов в электронной форме квитанция об оплате государственной пошлины от имени правообладателя может быть представлена в виде скан образа и не заверена усиленной квалифицированной подписью, так как регистрирующему органу необходимо лишь установить тот факт, что оплата от правообладателя произведена надлежащим образом. Таким образом, это исключит необходимость принимать от граждан квитанцию, достаточно создать электронный образ документа и прикрепить файл к направляемому заявлению о государственной регистрации.
Кроме того, исходя из положений статей 333.16, 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК) государственная пошлина – это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Таким образом, по общему правилу за государственную регистрацию прав должна быть уплачена государственная пошлина. При этом в рассматриваемом случае она может быть уплачена как непосредственно лицом, в отношении которого совершается соответствующее юридически значимое действие (в пользу которого действует орган государственной власти или орган местного самоуправления), так и представителем данного лица, в том числе органом государственной власти или органом местного самоуправления, выступающим в таком качестве в силу полномочий, предоставленных ему законом (письма Минфина России от 02.12.2015 № 03-05-04-03/70406 и от 25.05.2016 № 03-05-06-03/29946).
Согласно приложению № 1 к приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920, действуя от имени правообладателя земельного участка, соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан в числе прочего указать в заявлении о государственной регистрации прав СНИЛС правообладателя и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя» указываются реквизиты документа, на основании которого соответствующий представитель органа государственной власти или органа местного самоуправления действует от имени такого органа.
2. Прием документов по заявлению о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с п. 4 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее – Приказ) прием документов по заявлению о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
На сегодняшний день, требования Приказа не исполняются, заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей поступают от органов государственной власти и местного самоуправления в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в офисы, осуществляющих прием документов на государственную регистрацию, что является нарушением законодательства.
3. О межведомственном информационном взаимодействии.
Также хотим обратить Ваше внимание на статью 32 Закона, устанавливающей правила направления документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или представляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Закона о регистрации, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, требования к формату таких документов в электронной форме установлены Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3- 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 №1532 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 33 Правил при информационном взаимодействии документы (за исключением документов, указанных в пунктах 12, 27, 29, а также в абзацах четвертом, шестом и седьмом пункта 30 настоящих Правил), в том числе карта (план) объекта землеустройства, предоставляются в виде электронных документов в формате XML с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
При отсутствии технической возможности использовать информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» документы предоставляются на электронных носителях.
Использование единой системы межведомственного электронного взаимодействия осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 №697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Документы, предоставляемые в орган регистрации прав в электронном виде, должны быть защищены от доступа лиц, не участвующих в их подготовке, обработке и получении, а также заверены усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего и направившего их органа (пункт 34 Правил).
До ввода в действие новых XML-схем в соответствии с Законом о регистрации документы, поступающие в порядке информационного взаимодействия, предоставляются в орган регистрации прав в виде XML-документов, подготовленных с использованием действующих XML-схем, размещенных на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.ru, в разделе Главная/Юридическим лицам/Зарегистрировать недвижимость/Государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости/XML-Схемы.
При отсутствии технической возможности использовать информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» документы, , могут быть представлены вместе с сопроводительным письмом на адрес электронной почты:
dovol@54.upr.rosreestr.ru либо на электронных носителях направлены по почте или переданы лично по адресу: 632450, c. Довольное, ул. Ленина, д. 108.
4. Постановка на государственный кадастровый учет по заявлениям органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Кроме того, Федеральным законом установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, уполномоченных на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, направить в Управление заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении введенного в эксплуатацию объекта недвижимости (часть 1 статьи 19 Закона).
Направление указанных документов должно осуществляться в электронной форме в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации (пункт 2 части 1 статьи 18 Закона).
Государственный кадастровый учет в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона осуществляется без одновременной государственной регистрации прав по заявлению, направленному в электронной форме лицом, уполномоченным на осуществление государственного кадастрового учета от имени органа государственной власти, органа местного самоуправления.
Форма заявления о государственном кадастровом учете, требования к его заполнению, требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов, порядок их представления в электронной форме утверждены Приказами Минэкономразвития России от 08.12.2015 №920, от 26.11.2015 №883).
Требования к форме направляемых электронных документов установлены частями 7,8,9 статьи 21 Закона.
Таким образом, вышеуказанными нормами установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, регламентированы сроки и порядок направления документов для осуществления государственного кадастрового учета введенных на территории Новосибирской области объектов недвижимости.
Начальник Доволенского отдела Н.Н.Кузнецова
Меркулова
Ястребова
Согласовано Ивчатова Н.С.
1. Предоставление документов по заявлению уполномоченного должностного лица органа государственной власти, органа местного самоуправления на осуществление государственной регистрации прав.
Федеральным законом № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон) часть 2 статьи 19 устанавливает обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления направить в Управление заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в тех случаях, когда право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления.
Направление заявления о государственной регистрации прав и необходимых документов также осуществляется в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки по заявлению уполномоченного должностного лица органа государственной власти, органа местного самоуправления на осуществление государственной регистрации прав (в отсутствие волеизъявления правообладателя).
В случае, предусмотренном частью 2 статьи 19 Закона, документы могут быть представлены как в бумажной форме, так и в электронной форме (при изготовлении необходимых документов в электронной форме) в порядке, установленном статьей 18 Закона.
С целью своевременного внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости и об их правообладателях, сообщаем Вам о необходимости реализации обязанности, установленной частью 2 статьи 19 Закона, путем направления заявления о государственной регистрации прав и необходимых документов в электронной форме.
Реализация установленных для органов власти обязанностей путем направления в Управление электронных документов не только сократит расходы граждан на уплату государственной пошлины на 30% (в перспективе также сократит расходы юридических лиц), позволит организовать эффективное взаимодействие между администрациями и Управлением по обеспечению исполнения обязанностей, предусмотренных статьей 19 Закона, в регламентированные сроки, со снижением трудозатрат администраций, в целом повысит инвестиционную привлекательность и престиж нашего региона.
Исходя из анализа принятых документов на государственную регистрацию от органов государственной власти и местного самоуправления (в соответствии с частью 2 ст. 19 Закона) документы предоставляются без оплаченной государственной пошлины, от имени правообладателя. В связи с чем, по истечении пяти календарных дней, с момента приема документов на государственную регистрацию, государственный регистратор принимает решение о возврате документов без рассмотрения (в соответствии со ст. 25 Закона).
Та практика, которую Вы планируете установить на территории Новосибирской области, а именно: после подачи документов органами власти, заявитель доносит оплаченную квитанцию в дело правоустанавливающих документов, не соответствует требованиям законодательства, так как лицо, оплатившее государственную пошлину, не является заявителем по делу и не вправе доносить дополнительно представленные документы. Кроме того, зачастую заявитель и не успевает в рамках срока регистрации оплатить государственную пошлину, что приводит к возврату документов без рассмотрения.
Направление в орган регистрации прав заявлений о государственной регистрации и прилагаемых к нему документов в отношении соответствующего объекта недвижимости не означает, что в случае возврата документов, орган власти исполнил свои обязательства. Цель оказания государственной услуги должна быть достигнута, а массовое отсутствие оплаты государственной пошлины не должно быть препятствием в реализации нормы, установленной Законом о регистрации.
При отправлении документов в электронной форме квитанция об оплате государственной пошлины от имени правообладателя может быть представлена в виде скан образа и не заверена усиленной квалифицированной подписью, так как регистрирующему органу необходимо лишь установить тот факт, что оплата от правообладателя произведена надлежащим образом. Таким образом, это исключит необходимость принимать от граждан квитанцию, достаточно создать электронный образ документа и прикрепить файл к направляемому заявлению о государственной регистрации.
Кроме того, исходя из положений статей 333.16, 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК) государственная пошлина – это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 НК, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
Таким образом, по общему правилу за государственную регистрацию прав должна быть уплачена государственная пошлина. При этом в рассматриваемом случае она может быть уплачена как непосредственно лицом, в отношении которого совершается соответствующее юридически значимое действие (в пользу которого действует орган государственной власти или орган местного самоуправления), так и представителем данного лица, в том числе органом государственной власти или органом местного самоуправления, выступающим в таком качестве в силу полномочий, предоставленных ему законом (письма Минфина России от 02.12.2015 № 03-05-04-03/70406 и от 25.05.2016 № 03-05-06-03/29946).
Согласно приложению № 1 к приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920, действуя от имени правообладателя земельного участка, соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан в числе прочего указать в заявлении о государственной регистрации прав СНИЛС правообладателя и реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя» указываются реквизиты документа, на основании которого соответствующий представитель органа государственной власти или органа местного самоуправления действует от имени такого органа.
2. Прием документов по заявлению о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с п. 4 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее – Приказ) прием документов по заявлению о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
На сегодняшний день, требования Приказа не исполняются, заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей поступают от органов государственной власти и местного самоуправления в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в офисы, осуществляющих прием документов на государственную регистрацию, что является нарушением законодательства.
3. О межведомственном информационном взаимодействии.
Также хотим обратить Ваше внимание на статью 32 Закона, устанавливающей правила направления документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или представляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Закона о регистрации, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, требования к формату таких документов в электронной форме установлены Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3- 13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 №1532 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 33 Правил при информационном взаимодействии документы (за исключением документов, указанных в пунктах 12, 27, 29, а также в абзацах четвертом, шестом и седьмом пункта 30 настоящих Правил), в том числе карта (план) объекта землеустройства, предоставляются в виде электронных документов в формате XML с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
При отсутствии технической возможности использовать информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» документы предоставляются на электронных носителях.
Использование единой системы межведомственного электронного взаимодействия осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 №697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Документы, предоставляемые в орган регистрации прав в электронном виде, должны быть защищены от доступа лиц, не участвующих в их подготовке, обработке и получении, а также заверены усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего и направившего их органа (пункт 34 Правил).
До ввода в действие новых XML-схем в соответствии с Законом о регистрации документы, поступающие в порядке информационного взаимодействия, предоставляются в орган регистрации прав в виде XML-документов, подготовленных с использованием действующих XML-схем, размещенных на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.ru, в разделе Главная/Юридическим лицам/Зарегистрировать недвижимость/Государственная регистрация прав и кадастровый учет недвижимости/XML-Схемы.
При отсутствии технической возможности использовать информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» документы, , могут быть представлены вместе с сопроводительным письмом на адрес электронной почты:
dovol@54.upr.rosreestr.ru либо на электронных носителях направлены по почте или переданы лично по адресу: 632450, c. Довольное, ул. Ленина, д. 108.
4. Постановка на государственный кадастровый учет по заявлениям органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Кроме того, Федеральным законом установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, уполномоченных на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, направить в Управление заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении введенного в эксплуатацию объекта недвижимости (часть 1 статьи 19 Закона).
Направление указанных документов должно осуществляться в электронной форме в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации (пункт 2 части 1 статьи 18 Закона).
Государственный кадастровый учет в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона осуществляется без одновременной государственной регистрации прав по заявлению, направленному в электронной форме лицом, уполномоченным на осуществление государственного кадастрового учета от имени органа государственной власти, органа местного самоуправления.
Форма заявления о государственном кадастровом учете, требования к его заполнению, требования к формату такого заявления и представляемых с ним документов, порядок их представления в электронной форме утверждены Приказами Минэкономразвития России от 08.12.2015 №920, от 26.11.2015 №883).
Требования к форме направляемых электронных документов установлены частями 7,8,9 статьи 21 Закона.
Таким образом, вышеуказанными нормами установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, регламентированы сроки и порядок направления документов для осуществления государственного кадастрового учета введенных на территории Новосибирской области объектов недвижимости.
Начальник Доволенского отдела Н.Н.Кузнецова
Меркулова
Ястребова
Согласовано Ивчатова Н.С.